Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска"
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

    За годы работы учителем сложилась собственная педагогическая позиция: общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая особенного ребенка; проектировать ситуацию и события, развивая эмоционально - ценностную сферу каждого ученика.
    За годы работы накопился положительный опыт педагогической деятельности с обучающимися с ОВЗ различной нозологии: обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития;с нарушением опорно-двигательного аппарата; с расстройством аутистического спектра; с умственной отсталостью легкой, умеренной и тяжелой степени.Изучая социальную среду, анамнез каждого обучающегося и рекомендации краевой и городской ПМПК, разрабатываю специальные индивидуальные программыразвития для обучающихся с разными учебными возможностями, составляю адаптированные программы с учетом индивидуальных особенностей обучащихся. В своей работе опираюсь на принципы системности, доступности, поэтапности, последовательности, наглядности для правильного формирования основ учебной деятельности :умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками.Выстраиваю свою деятельность, учитывая образовательные потребности, состояние здоровья, типологические и индивидуальные особенности обучающихся.
    Обучение строю с опорой на сохранные функции ребенка, на имеющийся у него опыт.В работе использую задания и упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения (методики К.П. Мальцевой, Мюнстерберга)".Большую роль в своей работе отвожу формированию коммуникативных компетентностей обучающихся. Стабильных положительных результатов освоения обучающимися адаптированной и индивидуальной образовательной программы достигаю благодаря личностно-ориентированному и системно-деятельностностному подходу.

    Организую участие своих учеников в школьных, городских, международных дистанционных олимпиадах для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью, что подтверждено дипломамив международной олимпиаде "Весна 2017" проекта ИНФОУРОК по предмету "Русский язык и развитие речи".
    Обучающиеся моего класса вовлечены в детские и детско-взрослые школьные и городские социальные проекты: "Помоги ветеранам", "Отчизны верные сыны", "День Победы", "Помоги пойти учиться", "Твори добро", "День пожилого человека", "День матери", а так же проекты, направленные на благоустройство школы и пришкольной территории, экологические проекты ("Птицы нашего леса", "Зелёный росток" и др.);
    95% учащихся класса посещают занятия дополнительного образования, что говорит о положительной социализации учащихся в реалии современного общества.
    Для мониторинга развития обучающихся с ОВЗ с легкой умственной отсталостью (ЛУО), ТУО (тяжелой умственной отсталостью), ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)разработала в соавторстве с коллегой индивидуальные папки сопровождения. Папка включает в себя следующие параметры: анамнез, рекомендации ПМПК, общую характеристику, характеристику психических процессов, характеристику состояния моторных и сенсорных процессов, логопедическую, дефектологическую характеристики, карту физического развития, стартовые ключевые задачи, лист индивидуальных достижений и график проведения мониторинга развития учащихся. Этот формат мониторинга был одобрен городской ПМПК и рекомендован для работы в школах города Лесосибирска;
    Образовательные результаты планирую, исходя из возможностей обучающегося. Для контроля предметной успеваемости служат промежуточные и итоговые контрольные работы. Текущие измерители подбираю с учётом ситуации в ходе учебного процесса.
    Целью своей педагогической деятельности считаю максимальное преодоление недостатков психофизического развития и эмоционально-волевой сферы, социальную адаптацию каждого учащегося в реалии современного общества. Исходя из цели, организую коррекционно-развивающую работу по следующим направлениям: компенсация и дальнейшее развитие психофизических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью; активизация познавательной деятельности; охрана физического и психического здоровья; развитие личностных качеств и воспитание общепринятых моральных норм поведения.
    Для реализации поставленной цели применяю в работе системно - деятельностныйи личностно-ориентированный подход, а так же технологию разноуровнего обучения, игровую технологию, способствующие овладению учащимися знаниями и умениями, востребованными ими в практической деятельности и повседневной жизни. Применение фронтальных, групповых, индивидуальных, форм работы на уроке способствует качественному освоению учебного материала, вовлечению детей в практическую деятельность.
    Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. При разработке своих занятий учитываю требования к уроку с позиции здоровьесбережения.Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. При организации учебно-познавательной деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Технология деятельности на уроке. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.
  • Технология по снятию утомления зрения "зрительная гимнастика" (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного.) Цель технологии - снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц,
  • Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и снятия психо-физического утомления (игра, использование музыки, ситуации "новизны, удивления, успеха").
  • Тематика, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. На уроках русского языка, литературного чтения использую тексты, пропагандирующие разные виды спорта, олимпийское движение, здоровый образ жизни и т.п.

        Опыт работы по этому направлению был представлен на городской конференции "Применение современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".     Основной целью своей деятельности как классного руководителя считаю создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра и красоты, развитие умений вести диалог, разрешать конфликты и недоразумения, толерантно относиться друг к другу через организацию эффективного взаимодействия классного руководителя, детей, родителей.
        90 % учащиеся класса вовлечены во внеурочную деятельность: занимаются в спортивных секциях, творческих кружках и студиях различной направленности.
        Воспитательную работу выстраиваю по следующим направлениям:

    - гражданско - патриотическое: участие в социально - значимых акциях "Помоги ветеранам": подготовлены и проведены классные часы "Отчизны верные сыны", "День Победы" и др;
    - нравственное: участие в школьных и городских акциях: "Подари цветок школе", "Помоги пойти учиться", "Твори добро", "День пожилого человека", "День матери" и т.д., которые проводятся ежегодно;
    - трудовое: встреча с представителями разных профессий, проведение серии классных часов соответствующей тематики, посильное участие в уборке и озеленении пришкольного участка (учащиеся сами выращивают рассаду);
    - художественно - эстетическое: (в рамках социального партнёрства) сотрудничество с городской библиотекой, музеем леса, выставочным залом через экскурсии, совместные мероприятия, кинотеатром "Луч", Новоенисейским Домом культуры (девочки моего класса посещают хоровую студию, кукольный кружок);
    - познавательная: участие в конкурсах по предметам;
    - спортивно - оздоровительная: активное участие во всех школьных, городских, краевых спортивных мероприятиях и соревнованиях (за участие в городских и краевых соревнованиях ученики моего класса имеют медали и грамоты различного достоинства), проведение классных часов и встреч с инспектором ПДН по профилактике вредных привычек и правонарушений.
        При работе с классом организую активное взаимодействие с учителями - предметниками, специалистами школы.
        Проводимая мною воспитательная работа способствует усвоению детьми общечеловеческих ценностей, созданию здоровых межличностных отношений, повышает уровень эмоционального благополучия в классе.
        Большое внимание в своей работе уделяю установлению контактов с родителями, оказание им помощи в воспитании учащихся. С этой целью организовала клуб выходного дня "Встреча друзей", где обсуждаются проблемные ситуации, связанные с воспитанием детей: "Трудности подросткового возраста", "Ваш ребёнок и интернет: за и против", "Дети в паутине". Ежегодно проводятся совместные мероприятия, такие как "День именинника", "Тепло родного дома", "Мамины руки", "Папа, мама, я - спортивная семья", и др., что способствует установлению тесного сотрудничества между школой и семьей, сплочению классного коллектива, формированию межличностных отношений в классе и семье.
        Так же принимаю активное участие в работе школьного клуба для родителей, имеющих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития "Первый круг".
        В рамках собственной профессиональной образовательной программы активно занимаюсь самообразованием. Использую в своей работе возможности сетевых сообществ: kopilkaurokov.ru, videourok.net,infourok.ru,Pеdsovet.su, и др.
        С 2009 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей, работающих с детьми с ОВЗ; с 2013г. по 2015 г. - руководителем городского методического объединения учителей классов ОВЗ, с 2015 - методическим руководителем городской базовой площадки. В рамках ГБП мною были подготовлены и проведены открытые уроки, обучающие семинары, практикумы, мастер - классы http://www.mimc.org.ru/ru-RU/bazovye-ploshchadki.
        Моя работа "Вариативность содержания АООП, ИООП, возможности ее формирования с учетом особых образовательных потребностей учащихся"включена в методический сборник по материалам городских педагогических чтений"Реализация стратегических направлений развития муниципальной системы образования" (2016г.). http://www.mimc.org.ru/ru-RU/metodicheskie-sobytiya.






  •