За годы работы учителем сложилась собственная педагогическая позиция: общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая особенного ребенка; проектировать ситуацию и события, развивая эмоционально - ценностную сферу каждого ученика.
За годы работы накопился положительный опыт педагогической деятельности с обучающимися с ОВЗ различной нозологии: обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития;с нарушением опорно-двигательного аппарата; с расстройством аутистического спектра; с умственной отсталостью легкой, умеренной и тяжелой степени.Изучая социальную среду, анамнез каждого обучающегося и рекомендации краевой и городской ПМПК, разрабатываю специальные индивидуальные программыразвития для обучающихся с разными учебными возможностями, составляю адаптированные программы с учетом индивидуальных особенностей обучащихся. В своей работе опираюсь на принципы системности, доступности, поэтапности, последовательности, наглядности для правильного формирования основ учебной деятельности :умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками.Выстраиваю свою деятельность, учитывая образовательные потребности, состояние здоровья, типологические и индивидуальные особенности обучающихся.
Обучение строю с опорой на сохранные функции ребенка, на имеющийся у него опыт.В работе использую задания и упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения (методики К.П. Мальцевой, Мюнстерберга)".Большую роль в своей работе отвожу формированию коммуникативных компетентностей обучающихся. Стабильных положительных результатов освоения обучающимися адаптированной и индивидуальной образовательной программы достигаю благодаря личностно-ориентированному и системно-деятельностностному подходу.
Организую участие своих учеников в школьных, городских, международных дистанционных олимпиадах для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью, что подтверждено дипломамив международной олимпиаде "Весна 2017" проекта ИНФОУРОК по предмету "Русский язык и развитие речи".
Обучающиеся моего класса вовлечены в детские и детско-взрослые школьные и городские социальные проекты: "Помоги ветеранам", "Отчизны верные сыны", "День Победы", "Помоги пойти учиться", "Твори добро", "День пожилого человека", "День матери", а так же проекты, направленные на благоустройство школы и пришкольной территории, экологические проекты ("Птицы нашего леса", "Зелёный росток" и др.);
95% учащихся класса посещают занятия дополнительного образования, что говорит о положительной социализации учащихся в реалии современного общества.
Для мониторинга развития обучающихся с ОВЗ с легкой умственной отсталостью (ЛУО), ТУО (тяжелой умственной отсталостью), ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)разработала в соавторстве с коллегой индивидуальные папки сопровождения. Папка включает в себя следующие параметры: анамнез, рекомендации ПМПК, общую характеристику, характеристику психических процессов, характеристику состояния моторных и сенсорных процессов, логопедическую, дефектологическую характеристики, карту физического развития, стартовые ключевые задачи, лист индивидуальных достижений и график проведения мониторинга развития учащихся. Этот формат мониторинга был одобрен городской ПМПК и рекомендован для работы в школах города Лесосибирска;
Образовательные результаты планирую, исходя из возможностей обучающегося. Для контроля предметной успеваемости служат промежуточные и итоговые контрольные работы. Текущие измерители подбираю с учётом ситуации в ходе учебного процесса.
Целью своей педагогической деятельности считаю максимальное преодоление недостатков психофизического развития и эмоционально-волевой сферы, социальную адаптацию каждого учащегося в реалии современного общества. Исходя из цели, организую коррекционно-развивающую работу по следующим направлениям: компенсация и дальнейшее развитие психофизических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью; активизация познавательной деятельности; охрана физического и психического здоровья; развитие личностных качеств и воспитание общепринятых моральных норм поведения.
Для реализации поставленной цели применяю в работе системно - деятельностныйи личностно-ориентированный подход, а так же технологию разноуровнего обучения, игровую технологию, способствующие овладению учащимися знаниями и умениями, востребованными ими в практической деятельности и повседневной жизни. Применение фронтальных, групповых, индивидуальных, форм работы на уроке способствует качественному освоению учебного материала, вовлечению детей в практическую деятельность.
Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. При разработке своих занятий учитываю требования к уроку с позиции здоровьесбережения.Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. При организации учебно-познавательной деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии:
Технология деятельности на уроке. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.
Технология по снятию утомления зрения "зрительная гимнастика" (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного.) Цель технологии - снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц,
Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и снятия психо-физического утомления (игра, использование музыки, ситуации "новизны, удивления, успеха").
Тематика, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. На уроках русского языка, литературного чтения использую тексты, пропагандирующие разные виды спорта, олимпийское движение, здоровый образ жизни и т.п.
Опыт работы по этому направлению был представлен на городской конференции "Применение современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".
Основной целью своей деятельности как классного руководителя считаю создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра и красоты, развитие умений вести диалог, разрешать конфликты и недоразумения, толерантно относиться друг к другу через организацию эффективного взаимодействия классного руководителя, детей, родителей.
90 % учащиеся класса вовлечены во внеурочную деятельность: занимаются в спортивных секциях, творческих кружках и студиях различной направленности.
Воспитательную работу выстраиваю по следующим направлениям:
- гражданско - патриотическое: участие в социально - значимых акциях "Помоги ветеранам": подготовлены и проведены классные часы "Отчизны верные сыны", "День Победы" и др;
- нравственное: участие в школьных и городских акциях: "Подари цветок школе", "Помоги пойти учиться", "Твори добро", "День пожилого человека", "День матери" и т.д., которые проводятся ежегодно;
- трудовое: встреча с представителями разных профессий, проведение серии классных часов соответствующей тематики, посильное участие в уборке и озеленении пришкольного участка (учащиеся сами выращивают рассаду);
- художественно - эстетическое: (в рамках социального партнёрства) сотрудничество с городской библиотекой, музеем леса, выставочным залом через экскурсии, совместные мероприятия, кинотеатром "Луч", Новоенисейским Домом культуры (девочки моего класса посещают хоровую студию, кукольный кружок);
- познавательная: участие в конкурсах по предметам;
- спортивно - оздоровительная: активное участие во всех школьных, городских, краевых спортивных мероприятиях и соревнованиях (за участие в городских и краевых соревнованиях ученики моего класса имеют медали и грамоты различного достоинства), проведение классных часов и встреч с инспектором ПДН по профилактике вредных привычек и правонарушений.
При работе с классом организую активное взаимодействие с учителями - предметниками, специалистами школы.
Проводимая мною воспитательная работа способствует усвоению детьми общечеловеческих ценностей, созданию здоровых межличностных отношений, повышает уровень эмоционального благополучия в классе.
Большое внимание в своей работе уделяю установлению контактов с родителями, оказание им помощи в воспитании учащихся. С этой целью организовала клуб выходного дня "Встреча друзей", где обсуждаются проблемные ситуации, связанные с воспитанием детей: "Трудности подросткового возраста", "Ваш ребёнок и интернет: за и против", "Дети в паутине". Ежегодно проводятся совместные мероприятия, такие как "День именинника", "Тепло родного дома", "Мамины руки", "Папа, мама, я - спортивная семья", и др., что способствует установлению тесного сотрудничества между школой и семьей, сплочению классного коллектива, формированию межличностных отношений в классе и семье.
Так же принимаю активное участие в работе школьного клуба для родителей, имеющих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития "Первый круг".
В рамках собственной профессиональной образовательной программы активно занимаюсь самообразованием. Использую в своей работе возможности сетевых сообществ: kopilkaurokov.ru, videourok.net,infourok.ru,Pеdsovet.su, и др.
С 2009 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей, работающих с детьми с ОВЗ; с 2013г. по 2015 г. - руководителем городского методического объединения учителей классов ОВЗ, с 2015 - методическим руководителем городской базовой площадки. В рамках ГБП мною были подготовлены и проведены открытые уроки, обучающие семинары, практикумы, мастер - классы http://www.mimc.org.ru/ru-RU/bazovye-ploshchadki.
Моя работа "Вариативность содержания АООП, ИООП, возможности ее формирования с учетом особых образовательных потребностей учащихся"включена в методический сборник по материалам городских педагогических чтений"Реализация стратегических направлений развития муниципальной системы образования" (2016г.). http://www.mimc.org.ru/ru-RU/metodicheskie-sobytiya.
|
|