Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска"
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

     С 2011 года сопровождаю обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкой, умеренной, тяжелой умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии).

    Цель моей психолого - педагогической деятельности - гармонизация психического развития учащихся с ОВЗ, обеспечение успешной их социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждение отклонений в их развитии и поведении.

    Свою психолого-педагогическую деятельность выстраиваю по следующим направлениям:

I. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель коррекционно-развивающей деятельности - оказание комплексной психолого-медико-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям, осуществление коррекции недостатков в их физическом и психическом развитии при освоении общеобразовательных и дополнительных образовательных программ.
Для обучающихся с ТМНР, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра, с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени), на основе адаптированных образовательных программ, разрабатываю коррекционно-развивающие программы, позволяющие развивать и социализировать обучающихся с ОВЗ.
Адаптировала программу по развитию психомоторики и сенсорных процессов для детей с ОВЗ легкой УО. Программа составлена на основе Пособия для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторов Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой.
Каждый год разрабатываю и реализую индивидуальные адаптированные программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов для конкретных детей с особыми образовательными потребностями. Разработала и реализовала на практике программы по формированию пространственных ориентировок и по развитию крупной и мелкой моторики у детей с ОВЗ. В работе с подростками с нарушениями в поведении адаптирую программы занятий М.Битяновой, О.Хухлаевой, А.О. Прудченкова, Н.В. Самоукиной, Л.Анн. Разрабатываю программы и самостоятельно, учитывая особенности каждого обучающегося. Использую разнообразные методы и технологии: технология сотрудничества, технология группового тренинга, сказкотерапию, арт-терапию.

Результаты коррекционной деятельности:

1. Ученики, систематически посещающие занятия, демонстрируют состояние психомоторики и сенсорных процессов выше, чем дети, накануне пришедшие в класс для учеников с ОВЗ из общеобразовательного класса, но равные первым по возрасту.
Динамика психомоторного и сенсорного развития детей коррелирует с динамикой их психического развития (память, внимание, скорость переработки информации, уровень визуального мышления) и, как следствие, с динамикой их образовательных достижений.

2. Ученики с ОВЗ с тяжелой степенью УО, с аутистическим спектром имеют позицию школьника, понимают обращенную речь, принимают простейшие инструкции, расширился пассивный и активный словарь, держат карандаш, кисточку и умеют ими работать. Дети подготовлены к обучению.

3. За три учебных года (с 2016 - 17 уч. г по 2017-18уч.г.) проведено более 150 занятий и оказана помощь 32 ученикампервых - четвертых классов, находящихся в неблагоприятной социальной ситуации развития. У 86% (18) учащихся, посещающих занятия, снизилась эмоциональнаяреактивность на раздражители, сократились количества нарушений дисциплины на уроках и переменах. Дети сняты с внутришкольного учета группы риска по поведению.

С целью социализации обучающихся с ОВЗ и повышения психологической грамотности всех субъектов образовательного процесса:

- ежегодно провожу недели психического здоровья: в 2016г. "Планета добра", в 2017г. "Мы разные, но мы классные", в 2018г. "Вместе веселее";
- инициировала и организовала проведение городской олимпиады по социально-бытовой ориентировке,данный опыт был опубликован в городской газете "Заря Енисея";
- городского фестиваля "Мы вместе" для обучающихся с ТМНР (2018 г.), данный опыт был опубликован в городской газете "Заря Енисея";
- в 2017-18 уч.году совместно с ЦЗН города разработала и реализую проект "Шаг в будущее", направленный на создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся.

В рамках профориентационной работы разрабатываю социально-психологические тренинги: "На пороге взрослой жизни", "Время выбирать профессию".
Совместная психолого-педагогическая деятельность позволила выпускникам школы - обучающимся с ОВЗ с 2016г., 2017г., 2018г. - 100% получить профессиональное образование и устроиться по профессии на предприятия города.
Проект "Шаг в будущее" и "Опыт профориентационной деятельности МБОУ "СОШ №6" был представлен мной на краевом методическом семинаре "Практика реализации Стратегии развития профессиональной ориентации населения Красноярского края в городе Лесосибирске".
Совместно со школьным консилиумом разработала программу сотрудничества семьи и школы, с целью обеспечения конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах ребенка и его семьи. Программа содержит 3 направления: социально-правовое, психокоррекционное, педагогическое.
В рамках психокоррекционного направления организовала работу родительского клуба "Первый круг", с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения особого ребенка. За два года работы клуба проведены практические занятия по темам: "Общение в семье без конфликтов", "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому", "Воспитание любовью"; проведены социально-психологические тренинги: "Эмоциональная саморегуляция", "Понимаем, помогаем, принимаем", "Радость семейного воспитания"; организовано проведение мастер классов самими родителями "Семейный досуг", "Поделись творчеством", "Вместе веселее", "Кулинарный пасхальный калейдоскоп".
Родители, посещающие клуб, по наблюдению учителей, стали общительнее, терпеливее со своими детьми, появилось доверие к педагогам, стали с пользой проводить свободное время, по результатам диагностических обследований - стабилизировалась эмоционально-волевая сфера.
Для педагогов, работающих в классах ОВЗ, проведены тренинги: "Эмоциональное здоровье", "Понимаем, помогаем, принимаем".
Для мониторинга развития обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью ЛУО, ТУО, ТМНР в соавторстве со школьными дефектологом и логопедом разработала диагностические карты. Этот формат мониторинга был одобрен городской ПМПК и применяется специалистами в школах города Лесосибирска.

II. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Данная деятельность активно реализуется через реализацию программы сотрудничества семьи и школы. В психолого - педагогическом направлении программы организуются индивидуальные консультации родителей, ликбезы, родительские собрания на различные темы: "Можно ли жить без конфликтов в семье?", "Осторожно: вредные привычки" (условия в семье, способствующие возникновению вредных привычек, профилактика и помощь ребенку), "Дети в паутине", "Воспитание трудолюбия", и др.
На индивидуальных консультациях оказываю помощь родителям и педагогам в нахождении резервов в изменении эмоциональной и социальной ситуации развития ребенка. В данном случае консультации являются частью проектов по созданию образовательной среды для педагогически трудного ребенка.

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В рамках зонального профориентационного фестиваля "Дороги, которые мы выбираем" творческие работы учащихся, подготовленные под мои руководством, занимают призовые места (в 2016г. -1 первое место, 2 вторых, 1 третье; в 2017 г. - 2 первых, 2 вторых места).
Имею эффективный опыт организации социально-значимых акций: совместно со старшеклассниками-волонтерами организовала социальный проект "Твори добро", направленный на детей с ОВЗ, обучающихся на дому. С результатами проекта выступила на научно-практической конференции "Милосердие в Лесосибирске вчера, сегодня, завтра" (2016 г.), на городских педагогических чтениях (2017 г.);
Ежегодно провожу школьные акции "Веселая перемена", "Мир добра", "Мы разные, но мы классные" и др.

VI. ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
В первой четверти каждого учебного года провожу мониторинг развития детей с ОВЗ по двум параметрам: сенсорное и психическое развитие. Полученные результаты заношу в карты сопровождения, которые используются в работе учителями, специалистами и зам. директора по учебно-воспитательной работе. Сравнение результатов текущего и прошедших годов позволяют отслеживать динамику развития ребенка, выявить и предупредить регресс в развитии, разработать адекватные образовательным потребностям ребенка адаптированные программы, отслеживать качество работы узких специалистов и педагогов. Для динамического исследования особенностей психомоторики и сенсорных процессов использую методики Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревича методики, предложенные Центром профилактики и лечения психоневрологической инвалидности под руководством И.А. Скворцова. Для динамического исследования особенностей психических процессов использую диагностический комплекс Л.А. Ясюковой. В первых - четвертых классах провожу исследование причин школьной дезадаптации учащихся в сложных спорных случаях. Считаю, что подобрала оптимальный пакет диагностических методик в соответствии с возрастом детей и наиболее достоверных в изучении причин школьной и социальной дезадаптации. В настоящее время использую диагностические комплексы Л.А. Ясюковой. Содержание показателей выбранных методик наиболее приближено к психическим условиям достижения детьми планируемых результатов в образовательной деятельности.
Среди проективных методик наиболее информативным в области исследования причин нарушений в обучении и поведении считаю тест "Дерево" Рене Стора, который позволяет не только предположить возможную причину нарушения психологического здоровья, но и показывает приемлемое для самого ребенка решение проблемы. Уточнение психологического диагноза происходит во время консультирования родителей и педагога.
При активной позиции педагога, провожу экспертизу качества учебно-воспитательного процесса, направленного на данного ребенка (профессиональное общение учителя, педподдержка ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование логических УУД). На основе заключения о причинах школьной или социальной дезадаптации вместе с педагогом и, по возможности, с родителем ребенка разрабатываю проект системы социально-педагогических и психологических условий для решения задач обучения и воспитания ребенка.
Результативность психологической диагностики развития ребенка: за три года работы: все мои заключения о причинах дезадаптации подтверждены городской ПМПК и справками ВКЭК, позитивными результатами коррекционно-развивающей деятельности.
Для мониторинга развития обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью ЛУО, ТУО, ТМНР в соавторстве со школьными дефектологом и логопедом разработала диагностические карты. Этот формат мониторинга был одобрен городской ПМПК и применяется специалистами в школах города Лесосибирска.

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ Имею опыт защиты учеников школы в суде при совершении им правонарушения. С целью защиты ребенка устанавливаю психологическую причину его асоциального поведения при направлении ребенка на Комиссию по делам несовершеннолетних. Тесно сотрудничаю с городской психолого-медико-педагогической комиссией (ГПМПК), с Краевой психолого-медико-педагогической комиссией.
Занимаю активную жизненную позицию: ежегодно принимаю участие в акциях: "Помоги пойти учиться", "Бессмертный полк", "Поздравим ветеранов ВОВ", "Мы за чистый школьный двор" и др.. Участвовала в педагогическом батле, в конкурсе "Голос школы", получила благодарность от Начальника управления образования города.