Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Основной целью своей профессиональной деятельности считаю формирование физически разносторонне развитой личности, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья и организации активного отдыха.
Для достижения поставленной цели учебный процесс направляю на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья.
На уроках деятельность обучающихся организую так, чтобы они могли самостоятельно добывать и перерабатывать информацию, что способствует их успешной социализации в современной действительности. Личностный потенциал каждого ребенка активизирую через личностно - ориентированный подход в обучении. Создаю условия для самореализации и раскрытия индивидуальности, учебный процесс выстраиваю таким образом, чтобы каждый мог проявить свои способности на высоком уровне. Такой подход помогает сформировать у школьников устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности.
Для достижения планируемых результатов и реализации поставленной цели решаю следующие практические задачи.
Формирование:
- интереса обучающихся к занятиям физической культурой;
- умений выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями; выполнять основные двигательные действия в соответствии с техникой; самостоятельно заниматься физической культурой; составлять элементарные комплексы для занятий физическими упражнениями небольшого объёма.
Воспитание:
- позитивного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физической культурой;
- потребности пользоваться всеми возможностями физической культуры.
Обучение:
- первоначальным знаниям о терминологии, средствах и методах физической культуры.
Разработала рабочую программу по предмету обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта. Оценку достижений осуществляю в соответствии с Образовательной программой школы, школьными Положениями "О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, осваивающих образовательную программу начального общего образования" и "О внутренней системе оценки качества образования". Составила диагностические измерители для оценки достижений обучающимися планируемых результатов на базовом и повышенном уровне. Отслеживаю динамику учебных достижений каждого обучающегося и фиксирую в специальных форматах. На основе мониторинговых исследований осуществляю прогноз и предупреждаю нежелательные тенденции в физическом развитии обучающихся.
Весь процесс обучения подразделяю на короткие этапы. Каждый этап включает: предметную диагностику, прогнозирование достижений, моделирование подходов, нацеленных на достижение каждым ребёнком максимального уровня усвоения учебного материала, анализ динамики достижений обучающихся при подведении итогов.
Такой подход позволяет выявить реальный уровень развития каждого ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить отклонения и недостатки физического развития, простроить маршрут индивидуальной работы с ребёнком.
Провожу анализ состояния физической подготовленности школьников, на основе которого подбираю методы и способы для качественного улучшения физического состояния обучающихся. Планирую содержание физической подготовки с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Такой подход позволяет мне выделять особенности физической подготовленности, как отдельного обучающегося, так и всего класса. Разработала комплексы специально - подготовительных упражнений, направленных на развитие тех или иных "отстающих" физических качеств, которые дополняют учебный материал перспективного планирования. Это позволяет мне варьировать на занятиях направленность и объем физических упражнений с учетом выявленных недостатков физической подготовленности школьников.
Таким образом, сформированная система методов помогает мне "выравнивать" недостатки физической подготовленности школьников, подводя их к высоким показателям. В результате укрепляется здоровье детей, формируется потребность в системе заниматься физической культурой и спортом, познавать свои физические резервы, добиваться успехов, вести здоровый образ жизни.
Систематически применяю способ круговой тренировки, который включает в себя три метода (непрерывно - поточный, поточно-интервальный, интенсивно - интервальный). Планомерное использование в основной части урока данного способа, позволяет комплексно решать задачу общей и специальной физической подготовки, создавать выгодный режим для повышения аэробных возможностей организма.
Работая в начальной школе, для активизации всех анализаторов на своих уроках широко использую наглядные приемы - это показ, контрольные карточки, карточки-схемы, имитация, учебные карточки "Веселые человечки". Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности ориентирования в пространстве, поэтому разработала комплексы упражнений с мячом, которые направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Большое внимание уделяю играм с мячом, которые являются прекрасным инструментом, используемым в коррекционно - логопедической практике.
Компьютерные технологии применяю на уроках каждого раздела программы. Например, по разделу лыжной подготовки составила в электронном варианте классификацию способов передвижения на лыжах; по разделу легкая атлетика представляю упражнения, изучаемые в школьной программе с поэтапным разучиванием. Обучающиеся самостоятельно готовят презентации по отдельным упражнениям и видам спорта, а затем представляют свои работы классу. Таким образом, повышаю познавательную активность детей.
Для эффективности обучения веду тесное сотрудничество педагогами и медицинской службой школы, что позволяет координировать деятельность педагогического коллектива в формировании физически разносторонне развитой личности, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья и организации активного отдыха.
В своей работе использую частично-поисковый метод, проблемный метод, метод проектов. Например, долгосрочный проект "Мама, папа, я - чемпионы", проект "Преемственность дошкольного и начального школьного образования".
Владею технологией личностно-ориентированного обучения, при использовании которой формирую учебно-организационные умения у младших школьников как субъектов деятельности.
На уроках и во внеурочной деятельности использую доверительно - деловую манеру общения с обучающимися. Основу моей педагогической позиции составляет педагогика сотрудничества.
Организую интеллектуальную и творческую деятельность своих воспитанников через привлечение к участию во Всероссийских и Международных мероприятиях:
- Конкурс кроссвордов: "Всё о спорте" - 2, 3место.
- Викторина "История Всемирных Универсиад" - участие.
- Конкурс: "Творчество, талант, успех" - участие.
- "II Всероссийская Викторина "О спорт - ты мир!" - -8 победителей.
- III Международная викторина "О спорт - ты мир!"-34 победителя и 6 призёров.
- I Международный марафон "Путешествие в Спортландию" - 48 победителей.
- III Международный марафон "Путешествие в Спортландию"- 8 победителей.
Разработала рабочую программу дополнительного образования "Лыжные гонки", которая рекомендована для применения педагогическим сообществом учителей физической культуры городского методического объединения и успешно используется ими.
В рамках данного курса обучающиеся овладевают способами передвижения на лыжах, что способствует формированию устойчивого навыка одноопорного скольжения; развития равновесия, выносливости. На каждом занятии использую комплексные задания, в содержание которых включаю упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т. д.). Учебно-тренировочный цикл завершаю контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала. Провожу внутри секции соревнования, которые повышают интерес к занятиям. Инструкторские и судейские навыки формируются в процессе проведения обучающимися одной из части практического занятия с группой. В целях улучшения реализации программы соединяю учебно-тренировочные занятия в секции с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, разработанному мной совместно с обучающимися. В ходе уроков по лыжной подготовке дети выступают в роли инструкторов, что позволяет повысить уровень освоения способов передвижения на лыжах даже "слабых" учеников.
Решая задачу партнерства с семьей, способствую усилению взаимосвязи между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в школе и воспитанием ребенка в семье.
Организуя взаимодействие педагогов и родителей в формировании потребности здорового образа жизни, способствовала повышению у родителей учащихся интереса к двигательной активности своих детей. Стала реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с педагогами, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. Родители активно принимают участие в школьном и городском Фестивале Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Для решения проблемы качественного улучшения физического состояния обучающихся в области здоровьесбережения использую Индивидуальный паспорт здоровья (1 - 4 класс), который содержит три таблицы: физическое развитие (антропометрические показатели развития), развитие двигательных качеств (показатели результатов тестирования), примерные минимальные требования к двигательной подготовленности обучающихся 1 - 4 классов. Обучающиеся 3,4 классов заполняют паспорт здоровья самостоятельно и определяют уровень своей физической подготовленности.
Таким образом решаю проблему межпредметной связи, так как, фиксируя результаты, школьники знакомятся с единицами измерения времени, определяют разницу величин, соотносят собственные показатели с программными требованиями и уровнем физического развития (антропометрия).
|
|